Зарегистрированные в Creatio взаимосвязи между сервисами и конфигурационными единицами формируют единую сервисно-ресурсную модель, которая отображается в виде схемы (Рис. 1).
Построение схемы взаимосвязей доступно для сервисов и конфигурационных единиц.
Сервисно-ресурсная модель позволяет понять:
•Какие конфигурационные единицы и/или сервисы влияют на работоспособность каждого элемента IT-инфраструктуры.
•Какие конфигурационные единицы и/или сервисы зависят от выбранного элемента IT-инфраструктуры.
Это полезно при работе с обращениями и проблемами. Например, оператор при обработке инцидентов может открыть схему взаимосвязей конфигурационной единицы, по которой поступило обращение, чтобы определить, какой нерабочий влияющий элемент IT-инфраструктуры стал вероятной причиной отказа зависимого сервиса или конфигурационной единицы. Подробнее читайте в статьях “Использование сервисно-ресурсной модели при работе с обращениями” и “Использование сервисно-ресурсной модели при работе с проблемами”.
Также сервисно-ресурсная модель позволяет оценить возможные риски для IT-инфраструктуры при подготовке изменений. Подробнее читайте в статье “Использование сервисно-ресурсной модели для оценки рисков изменений в IT-инфраструктуре”.
Содержание
•Как открыть сервисно-ресурсную модель
•Как анализировать сервисно-ресурсную модель
•Как построить сервисно-ресурсную модель
Как открыть сервисно-ресурсную модель
Вы можете перейти к сервисно-ресурной модели из разделов [Сервисы] и [Конфигурации] несколькими способами.
•В реестре раздела выберите нужную запись, кликните по ней, и нажмите кнопку [Отобразить зависимости].
•Перейдите на страницу нужной записи, кликнув по ее названию, и выберите действие [Отобразить зависимости].
Открыть схему взаимосвязей также можно из других разделов.
•Раздел [Проблемы] — подробнее читайте в статье “Использование сервисно-ресурсной модели при работе с проблемами”.
•Раздел [Обращения] — подробнее читайте в статье “Использование сервисно-ресурсной модели при работе с обращениями”.
•Раздел [Изменения] — подробнее читайте в статье “Использование сервисно-ресурсной модели при работе для оценки рисков изменений в IT-инфраструктуре“.
Как анализировать сервисно-ресурсную модель
Сервисно-ресурсная модель отображается в виде схемы взаимосвязей сервисов и конфигурационных единиц (Рис. 2).
Сервисы и конфигурационные элементы обозначены на схеме квадратными блоками. Цвет блока показывает работоспособность соответствующего элемента IT-инфраструктуры и определяется значением поля [Состояние] на его странице.
•Зеленым цветом на схеме показаны элементы IT-инфраструктуры в состоянии, для которого в справочнике [Состояния сервисов] / [Состояния конфигурационных единиц] установлен признак “Активное состояние”. Например, для сервиса активным является состояние “Предоставляется”, а для конфигурационной единицы — “Используется”.
•Красным цветом на схеме обозначены элементы IT-инфраструктуры, находящиеся в состоянии, для которого в соответствующем справочнике снят признак “Активное состояние”.
Связи центрального элемента с другими конфигурационными единицами и сервисами показаны при помощи стрелок.
•Входящие стрелки соединяют влияющие конфигурационные единицы или сервисы с центральным элементом.
•Исходящие стрелки ведут от центрального элемента к зависимым конфигурационным единицам или сервисам.
Как построить сервисно-ресурсную модель
Чтобы построить сервисно-ресурсную модель для выбранного элемента IT-инфраструктуры, перейдите на его страницу:
•В разделе [Сервисы], если фиксируются взаимосвязи сервиса.
•В разделе [Конфигурации], если нужно указать взаимосвязи конфигурационной единицы.
Пример
Построим сервисно-ресурсную модель для сервиса “Доступ к Wi-Fi”.
Для этого необходимо добавить взаимосвязь сервиса с конфигурационной единицей —маршрутизатором.
1.Перейдите в раздел [Сервисы].
2.Откройте страницу сервиса, для которого необходимо указать связанные сервисы и конфигурационные единицы. В нашем примере — сервиса “Доступ к Wi-Fi”.
3.Перейдите на вкладку [Взаимосвязи].
4.На детали [Конфигурационные единицы] нажмите — появится новая запись с пустыми полями.
5.В поле [Категория] выберите категорию взаимосвязи с конфигурационной единицей (Рис. 3).
•“Влияющая” — чтобы добавить конфигурационную единицу, которая влияет на предоставление текущего сервиса.
•“Зависимая” — чтобы добавить конфигурационную единицу, которая зависит от предоставления текущего сервиса.
В нашем примере нужно выбрать категорию “Влияющая”.
6.В поле [Конфигурационная единица] выберите из справочника конфигурационную единицу, которая связана с предоставлением текущего сервиса. В нашем случае это маршрутизатор (Рис. 4).
7.В поле [Тип] выберите краткое описание взаимосвязи между сервисом и выбранной конфигурационной единицей. В нашем примере — “Требуется для” (Рис. 5).
Сохраните изменения, нажав кнопку .
На деталь [Сервисы] вкладки [Взаимосвязи] выбранной конфигурационной единицы автоматически будет добавлена запись с обратной категорией и типом. В нашем случае создана обратная взаимосвязь с категорией “Зависимая” и типом “Установлена на”. Обратный тип взаимосвязи отображается в соответствии с наполнением справочника [Тип зависимости объектов].
8.Аналогичным образом добавьте взаимосвязи с другими конфигурационными единицами.
9.Аналогичным образом добавьте взаимосвязи со связанными сервисами, нажав на детали [Связанные сервисы].
10.При необходимости перейдите в раздел [Конфигурации] и добавьте недостающие взаимосвязи между конфигурационными единицами.
В результате в системе будет построена сервисно-ресурсная модель для выбранного элемента IT-инфраструктуры, которая в дальнейшем может использоваться при обработке обращений, решении проблем и планировании изменений.
Смотрите также
•Использование сервисно-ресурсной модели при работе с обращениями
•Использование сервисно-ресурсной модели при работе с проблемами
•Использование сервисно-ресурсной модели для оценки рисков изменений в IT-инфраструктуре