Service Creatio, enterprise edition
Это документация Creatio версии 7.16.0. Мы рекомендуем использовать новую версию документации.

Сервисно-ресурсная модель

Зарегистрированные в Creatio взаимосвязи между сервисами и конфигурационными единицами формируют единую сервисно-ресурсную модель, которая отображается в виде схемы (Рис. 1).

Рис. 1— Сервисно-ресурсная модель

scr_specs_services_srm.png 

Построение схемы взаимосвязей доступно для сервисов и конфигурационных единиц.

Сервисно-ресурсная модель позволяет понять:

Какие конфигурационные единицы и/или сервисы влияют на работоспособность каждого элемента IT-инфраструктуры.

Какие конфигурационные единицы и/или сервисы зависят от выбранного элемента IT-инфраструктуры.

Это полезно при работе с обращениями и проблемами. Например, оператор при обработке инцидентов может открыть схему взаимосвязей конфигурационной единицы, по которой поступило обращение, чтобы определить, какой нерабочий влияющий элемент IT-инфраструктуры стал вероятной причиной отказа зависимого сервиса или конфигурационной единицы. Подробнее читайте в статьях “Использование сервисно-ресурсной модели при работе с обращениями” и “Использование сервисно-ресурсной модели при работе с проблемами”.

Также сервисно-ресурсная модель позволяет оценить возможные риски для IT-инфраструктуры при подготовке изменений. Подробнее читайте в статье “Использование сервисно-ресурсной модели для оценки рисков изменений в IT-инфраструктуре”.

Содержание

Как открыть сервисно-ресурсную модель

Как анализировать сервисно-ресурсную модель

Как построить сервисно-ресурсную модель

Как открыть сервисно-ресурсную модель

Вы можете перейти к сервисно-ресурной модели из разделов [Сервисы] и [Конфигурации] несколькими способами.

В реестре раздела выберите нужную запись, кликните по ней, и нажмите кнопку [Отобразить зависимости].

Перейдите на страницу нужной записи, кликнув по ее названию, и выберите действие [Отобразить зависимости].

Открыть схему взаимосвязей также можно из других разделов.

Раздел [Проблемы] — подробнее читайте в статье “Использование сервисно-ресурсной модели при работе с проблемами”.

Раздел [Обращения] — подробнее читайте в статье “Использование сервисно-ресурсной модели при работе с обращениями”.

Раздел [Изменения] — подробнее читайте в статье “Использование сервисно-ресурсной модели при работе для оценки рисков изменений в IT-инфраструктуре“.

Как анализировать сервисно-ресурсную модель

Сервисно-ресурсная модель отображается в виде схемы взаимосвязей сервисов и конфигурационных единиц (Рис. 2).

Рис. 2 — Сервисно-ресурсная модель

scr_section_changes_srm_schema.png 

Сервисы и конфигурационные элементы обозначены на схеме квадратными блоками. Цвет блока показывает работоспособность соответствующего элемента IT-инфраструктуры и определяется значением поля [Состояние] на его странице.

Зеленым цветом на схеме показаны элементы IT-инфраструктуры в состоянии, для которого в справочнике [Состояния сервисов] / [Состояния конфигурационных единиц] установлен признак “Активное состояние”. Например, для сервиса активным является состояние “Предоставляется”, а для конфигурационной единицы — “Используется”.

Красным цветом на схеме обозначены элементы IT-инфраструктуры, находящиеся в состоянии, для которого в соответствующем справочнике снят признак “Активное состояние”.

Связи центрального элемента с другими конфигурационными единицами и сервисами показаны при помощи стрелок.

Входящие стрелки соединяют влияющие конфигурационные единицы или сервисы с центральным элементом.

Исходящие стрелки ведут от центрального элемента к зависимым конфигурационным единицам или сервисам.

Как построить сервисно-ресурсную модель

Чтобы построить сервисно-ресурсную модель для выбранного элемента IT-инфраструктуры, перейдите на его страницу:

В разделе [Сервисы], если фиксируются взаимосвязи сервиса.

В разделе [Конфигурации], если нужно указать взаимосвязи конфигурационной единицы.

Пример

Построим сервисно-ресурсную модель для сервиса “Доступ к Wi-Fi”.
Для этого необходимо добавить взаимосвязь сервиса с конфигурационной единицей —маршрутизатором.

1.Перейдите в раздел [Сервисы].

2.Откройте страницу сервиса, для которого необходимо указать связанные сервисы и конфигурационные единицы. В нашем примере — сервиса “Доступ к Wi-Fi”.

3.Перейдите на вкладку [Взаимосвязи].

4.На детали [Конфигурационные единицы] нажмите btn_add_ke.png — появится новая запись с пустыми полями.

5.В поле [Категория] выберите категорию взаимосвязи с конфигурационной единицей (Рис. 3).

Рис. 3 — Выбор категории взаимосвязи

scr_specs_services_connected_category.png 

“Влияющая” — чтобы добавить конфигурационную единицу, которая влияет на предоставление текущего сервиса.

“Зависимая” — чтобы добавить конфигурационную единицу, которая зависит от предоставления текущего сервиса.

В нашем примере нужно выбрать категорию “Влияющая”.

6.В поле [Конфигурационная единица] выберите из справочника конфигурационную единицу, которая связана с предоставлением текущего сервиса. В нашем случае это маршрутизатор (Рис. 4).

Рис. 4 — Выбор взаимосвязанной конфигурационной единицы

scr_specs_services_connected_ci.png 

7.В поле [Тип] выберите краткое описание взаимосвязи между сервисом и выбранной конфигурационной единицей. В нашем примере — “Требуется для” (Рис. 5).

Рис. 5 — Выбор типа взаимосвязи

scr_specs_services_connected_type.png 

Сохраните изменения, нажав кнопку btn_filter_on.png.
На деталь [Сервисы] вкладки [Взаимосвязи] выбранной конфигурационной единицы автоматически будет добавлена запись с обратной категорией и типом. В нашем случае создана обратная взаимосвязь с категорией “Зависимая” и типом “Установлена на”. Обратный тип взаимосвязи отображается в соответствии с наполнением справочника [Тип зависимости объектов].

8.Аналогичным образом добавьте взаимосвязи с другими конфигурационными единицами.

9.Аналогичным образом добавьте взаимосвязи со связанными сервисами, нажав btn_add_ke00001.png на детали [Связанные сервисы].

10.При необходимости перейдите в раздел [Конфигурации] и добавьте недостающие взаимосвязи между конфигурационными единицами.

В результате в системе будет построена сервисно-ресурсная модель для выбранного элемента IT-инфраструктуры, которая в дальнейшем может использоваться при обработке обращений, решении проблем и планировании изменений.

Смотрите также

Использование сервисно-ресурсной модели при работе с обращениями

Использование сервисно-ресурсной модели при работе с проблемами

Использование сервисно-ресурсной модели для оценки рисков изменений в IT-инфраструктуре

Был ли данный материал полезен?

Как можно улучшить эту статью?