В Creatio, начиная с версии 8.0, реализован новый подход к кастомизации и выделен уровень с функциональными блоками, направленными на решение бизнес-задач — приложениями. Приложение может состоять из одного или нескольких пакетов с наполнением. Приложения становятся основной единицей low-code разработки в Creatio.
Система предоставляет широкий спектр возможностей для создания приложений:
- Создание приложений по шаблонам.
- Кастомизация приложений в визуальном редакторе.
- Совместная работа в средах разработки и тестирования.
Благодаря использованию low-code инструментов процесс создания приложений упрощается и становится доступным не только для профессиональных разработчиков, но и для бизнес-пользователей.
Процесс работы над приложениями любого масштаба и предназначения включает несколько этапов:
- Сбор требований и формулирование идеи.
- Прототипирование.
- Разработка (в визуальном редакторе либо при помощи программного кода);
- Тестирование.
- Поставка.
- Сопровождение.
Рассмотрим эти этапы подробнее, уделив особое внимание практикам, которые стоит использовать на каждом из них. Для сопровождения работ по разработке, совершенствованию и поддержке приложения вы можете использовать Service Creatio, enterprise edition. Здесь вы можете управлять изменениями, проблемами и релизами. Подробнее: Инструменты ITSM.
Сбор требований и формулирование идеи
Начните работу над приложением со сбора требований, определив ожидания пользователей от будущей функциональности. Для этого:
- Сформулируйте концепцию и определите задачу, которую нужно решить или цели, которые нужно достичь.
- Определите каналы получения информации от пользователей, например, интервью, анкетирование и т. д.
- Зафиксируйте собранные требования пользователей, используя наиболее удобный для вас формат, например, опишите их в виде текста, сценариев, пользовательских историй, бизнес-процессов и так далее.
- Предусмотрите этапы реализации функциональности и поставки ее пользователям. Определите, как должен выглядеть MVP приложения.
- На заметку. MVP (Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт) — тестовая версия приложения, которая представляет ценность для пользователя, может использоваться для сбора обратной связи и пополнения требований.
- Оформите собранные требования в виде задач и внесите в единый бэклог, например, в Jira.
Рекомендации по сбору и фиксации требований:
- Для создания и приоритезации задач используйте инструменты, которые поддерживают онлайн-доступ, совместную работу, версионность изменений. Например, для описания требований в виде процессов вы можете использовать Studio Creatio, free edition; Visio. Для работы с текстовыми описаниями оптимальны облачные текстовые редакторы; Confluence; Jira; Miro. Для приоритезации используйте онлайн-таблицы или формат User story mapping в Miro, Jira.
- Регулярно дополняйте список требований, в том числе и на основании обратной связи пользователей.
- Приоритезируйте собранные требования, исходя из предусмотренных этапов реализации функциональности.
Прототипирование
- Прототипирование позволяет на ранних этапах получить обратную связь от пользователей, заказчиков, проверить гипотезы и оценить UX приложения до начала разработки. Это позволит сэкономить время при выборе неправильной гипотезы и повысит качество разработки решения, если гипотеза окажется рабочей.
- Необходимым условием перехода к прототипированию является предварительно проведенный сбор требований, определение конечного потребителя и погружение команды разработки в контекст приложения.
- После этого можно приступать к прототипированию и созданию дизайна. Для этого:
- Генерируйте статьи, наброски, схемы, объектные модели нового приложения, которые позволят его максимально подробно описать и визуализировать. Используйте для этой цели Studio Creatio, free edition, Confluence, Miro и другие инструменты.
- Выполните прототипирование логики приложения, используя low-code инструменты. Например, вы можете создать описательный процесс в Studio Creatio, free edition; и затем конвертировать его в исполняемый для проверки работоспособности решения.
- Продумайте и воплотите UI приложения, используя no-code инструменты в дизайнере интерфейсов Studio Creatio. Это позволит быстро создавать интерактивные прототипы. Для нестандартных компонентов и решений вы можете использовать инструменты дизайна Axure, Adobe XD, Figma или другие визуальные редакторы.
Рекомендации по прототипированию:
- Выбирайте инструмент в зависимости от задачи и требуемого уровня детализации (Adobe XD, Figma, Studio Creatio и другие).
- Продумайте варианты интеграции и положения нового приложения в архитектуре системы.
- Создавайте динамический, а не статичный прототип и отражайте в нем реальные сценарии использования приложения.
- Тестируйте прототип на группе пользователей, соответствующей реальной целевой аудитории. При этом сценарий тестирования должен направлять, но не навязывать правильные решения.
- Фиксируйте, оформляйте и анализируйте обратную связь по прототипу приложения. При выявлении явных проблем тестирование прототипа необходимо остановить, вернувшись к его доработке.
Разработка
Разработка приложения подразумевает реализацию логики и интерфейса решения, согласно утвержденному дизайну и прототипу.
Обычно эта задача решается разработчиками путем написания программного кода.
В Creatio вы можете создавать и кастомизировать приложения. В едином интерфейсе — дизайнере приложений — собраны различные визуальные редакторы для настройки интерфейсов, бизнес-логики, автоматизации процессов,настройки интеграций. Подробнее: Настроить приложение.
Рекомендации по разработке:
- Используйте подход MVP и разбивайте работу над приложением на мелкие итерации/шаги.
- Планируйте разработку с учетом получения в результате каждого шага/итерации улучшений, готовых к поставке.
- Используйте различные среды для разработки, тестирования и промышленного использования.
- Для совместной разработки используйте систему контроля версий.
- Проанализируйте уже имеющиеся решения для достижения поставленной цели и задействуйте все возможности платформы и low-code инструментов (базовые компоненты и функции, решения Creatio Marketplace), чтобы сократить время на разработку.
Тестирование
Задача тестирования — выпустить качественное приложение, не нуждающееся в доработке. В ходе тестирования необходимо проверить, работают ли все функции приложения так, как задумывалось. Для этого фиксируйте все обнаруженные ошибки и обратную связь.
Не менее важно протестировать удобство и понятность использования приложения пользователями, проверив все основные сценарии по ключевой функциональности.
Рекомендации по проведению тестирования:
- Максимизируйте количество реальных пользователей, вовлеченных в тестирование.
- Не пропускайте этап тестирования даже при условии незначительных доработок.
- Выполняйте все проверки только на тестовой среде.
- Тестируйте приложение в условиях, которые максимально приближены к реальным. Проверьте его работу в различных браузерах, устройствах и так далее.
- Протестируйте работу в приложении для каждой запланированной роли с учетом прав доступа, которые для нее назначены.
- Проверяйте позитивные и негативные кейсы, граничные сценарии.
- Фиксируйте всю обратную связь, приоритезируйте исправление найденных ошибок и необходимые доработки.
Поставка
На этом этапе функциональность становится доступна конечным пользователям.
После установки оцените поставку, проанализировав, насколько выполнены изначальные цели, как активно используется приложение пользователями. В дальнейшем анализируйте важные для бизнеса метрики и собирайте статистику регулярно.
Рекомендации по поставке приложений:
- Поставляйте только полностью протестированную функциональность.
- Проверяйте, что поставка содержит все необходимые артефакты (зависимости, данные).
- Выполняйте резервное копирование базы данных перед установкой поставки.
- Каждую поставку сопровождайте описанием изменений и обновлений.
- Информируйте пользователей о новой поставке.
- Планируйте установку в период технологического окна.
- Выполняйте поставки как можно чаще, чтобы объем изменений не был чрезмерным. Оптимально вносить изменения итерационно, чтобы сразу же получать и обрабатывать обратную связь по ним.
Сопровождение
После поставки приложения работа над ним не заканчивается. Важно сопровождать выпущенное приложение в течение всего жизненного цикла.
Рекомендации по сопровождению приложений:
- Не ограничивайтесь описанием изменений в каждой поставке, планируйте обучение по ним.
- Регулярно собирайте и обрабатывайте обратную связь не только для исправления ошибок, но и для улучшения приложения и планирования дальнейших изменений.
- Передавайте комментарии по пожеланиям и замечаниям, переданным в обратной связи, уточняя ориентировочные сроки исправления ошибок.
- При работе над обнаруженными ошибками приоритезируйте их, исходя из критичности и важности.
- Вносите доработки и исправления по найденным ошибкам как можно быстрее.