Рекомендации по созданию приложений 

Продукты
Все продукты

В Creatio, начиная с версии 8.0, реализован новый подход к кастомизации и выделен уровень с функциональными блоками, направленными на решение бизнес-задач — приложениями. Приложение может состоять из одного или нескольких пакетов с наполнением. Приложения становятся основной единицей low-code разработки в Creatio.

Система предоставляет широкий спектр возможностей для создания приложений:

  • Создание приложений по шаблонам.
  • Кастомизация приложений в визуальном редакторе.
  • Совместная работа в средах разработки и тестирования.

Благодаря использованию low-code инструментов процесс создания приложений упрощается и становится доступным не только для профессиональных разработчиков, но и для бизнес-пользователей.

Процесс работы над приложениями любого масштаба и предназначения включает несколько этапов:

  1. Сбор требований и формулирование идеи.
  2. Прототипирование.
  3. Разработка (в визуальном редакторе либо при помощи программного кода);
  4. Тестирование.
  5. Поставка.
  6. Сопровождение.

Рассмотрим эти этапы подробнее, уделив особое внимание практикам, которые стоит использовать на каждом из них. Для сопровождения работ по разработке, совершенствованию и поддержке приложения вы можете использовать Service Creatio, enterprise edition. Здесь вы можете управлять изменениями, проблемами и релизами. Подробнее: Инструменты ITSM.

Сбор требований и формулирование идеи  

Начните работу над приложением со сбора требований, определив ожидания пользователей от будущей функциональности. Для этого:

  1. Сформулируйте концепцию и определите задачу, которую нужно решить или цели, которые нужно достичь.
  2. Определите каналы получения информации от пользователей, например, интервью, анкетирование и т. д.
  3. Зафиксируйте собранные требования пользователей, используя наиболее удобный для вас формат, например, опишите их в виде текста, сценариев, пользовательских историй, бизнес-процессов и так далее.
  4. Предусмотрите этапы реализации функциональности и поставки ее пользователям. Определите, как должен выглядеть MVP приложения.
  5. На заметку. MVP (Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт) — тестовая версия приложения, которая представляет ценность для пользователя, может использоваться для сбора обратной связи и пополнения требований.
  6. Оформите собранные требования в виде задач и внесите в единый бэклог, например, в Jira.

Рекомендации по сбору и фиксации требований:

  • Для создания и приоритезации задач используйте инструменты, которые поддерживают онлайн-доступ, совместную работу, версионность изменений. Например, для описания требований в виде процессов вы можете использовать Studio Creatio, free edition; Visio. Для работы с текстовыми описаниями оптимальны облачные текстовые редакторы; Confluence; Jira; Miro. Для приоритезации используйте онлайн-таблицы или формат User story mapping в Miro, Jira.
  • Регулярно дополняйте список требований, в том числе и на основании обратной связи пользователей.
  • Приоритезируйте собранные требования, исходя из предусмотренных этапов реализации функциональности.

Прототипирование  

  1. Прототипирование позволяет на ранних этапах получить обратную связь от пользователей, заказчиков, проверить гипотезы и оценить UX приложения до начала разработки. Это позволит сэкономить время при выборе неправильной гипотезы и повысит качество разработки решения, если гипотеза окажется рабочей.
  2. Необходимым условием перехода к прототипированию является предварительно проведенный сбор требований, определение конечного потребителя и погружение команды разработки в контекст приложения.
  3. После этого можно приступать к прототипированию и созданию дизайна. Для этого:
  4. Генерируйте статьи, наброски, схемы, объектные модели нового приложения, которые позволят его максимально подробно описать и визуализировать. Используйте для этой цели Studio Creatio, free edition, Confluence, Miro и другие инструменты.
  5. Выполните прототипирование логики приложения, используя low-code инструменты. Например, вы можете создать описательный процесс в Studio Creatio, free edition; и затем конвертировать его в исполняемый для проверки работоспособности решения.
  6. Продумайте и воплотите UI приложения, используя no-code инструменты в дизайнере интерфейсов Studio Creatio. Это позволит быстро создавать интерактивные прототипы. Для нестандартных компонентов и решений вы можете использовать инструменты дизайна Axure, Adobe XD, Figma или другие визуальные редакторы.

Рекомендации по прототипированию:

  • Выбирайте инструмент в зависимости от задачи и требуемого уровня детализации (Adobe XD, Figma, Studio Creatio и другие).
  • Продумайте варианты интеграции и положения нового приложения в архитектуре системы.
  • Создавайте динамический, а не статичный прототип и отражайте в нем реальные сценарии использования приложения.
  • Тестируйте прототип на группе пользователей, соответствующей реальной целевой аудитории. При этом сценарий тестирования должен направлять, но не навязывать правильные решения.
  • Фиксируйте, оформляйте и анализируйте обратную связь по прототипу приложения. При выявлении явных проблем тестирование прототипа необходимо остановить, вернувшись к его доработке.

Разработка 

Разработка приложения подразумевает реализацию логики и интерфейса решения, согласно утвержденному дизайну и прототипу.

Обычно эта задача решается разработчиками путем написания программного кода.

В Creatio вы можете создавать и кастомизировать приложения. В едином интерфейсе — дизайнере приложений — собраны различные визуальные редакторы для настройки интерфейсов, бизнес-логики, автоматизации процессов,настройки интеграций. Подробнее: Настроить приложение.

Рекомендации по разработке:

  • Используйте подход MVP и разбивайте работу над приложением на мелкие итерации/шаги.
  • Планируйте разработку с учетом получения в результате каждого шага/итерации улучшений, готовых к поставке.
  • Используйте различные среды для разработки, тестирования и промышленного использования.
  • Для совместной разработки используйте систему контроля версий.
  • Проанализируйте уже имеющиеся решения для достижения поставленной цели и задействуйте все возможности платформы и low-code инструментов (базовые компоненты и функции, решения Creatio Marketplace), чтобы сократить время на разработку.

Тестирование  

Задача тестирования — выпустить качественное приложение, не нуждающееся в доработке. В ходе тестирования необходимо проверить, работают ли все функции приложения так, как задумывалось. Для этого фиксируйте все обнаруженные ошибки и обратную связь.

Не менее важно протестировать удобство и понятность использования приложения пользователями, проверив все основные сценарии по ключевой функциональности.

Рекомендации по проведению тестирования:

  • Максимизируйте количество реальных пользователей, вовлеченных в тестирование.
  • Не пропускайте этап тестирования даже при условии незначительных доработок.
  • Выполняйте все проверки только на тестовой среде.
  • Тестируйте приложение в условиях, которые максимально приближены к реальным. Проверьте его работу в различных браузерах, устройствах и так далее.
  • Протестируйте работу в приложении для каждой запланированной роли с учетом прав доступа, которые для нее назначены.
  • Проверяйте позитивные и негативные кейсы, граничные сценарии.
  • Фиксируйте всю обратную связь, приоритезируйте исправление найденных ошибок и необходимые доработки.

Поставка  

На этом этапе функциональность становится доступна конечным пользователям.

После установки оцените поставку, проанализировав, насколько выполнены изначальные цели, как активно используется приложение пользователями. В дальнейшем анализируйте важные для бизнеса метрики и собирайте статистику регулярно.

Рекомендации по поставке приложений:

  • Поставляйте только полностью протестированную функциональность.
  • Проверяйте, что поставка содержит все необходимые артефакты (зависимости, данные).
  • Выполняйте резервное копирование базы данных перед установкой поставки.
  • Каждую поставку сопровождайте описанием изменений и обновлений.
  • Информируйте пользователей о новой поставке.
  • Планируйте установку в период технологического окна.
  • Выполняйте поставки как можно чаще, чтобы объем изменений не был чрезмерным. Оптимально вносить изменения итерационно, чтобы сразу же получать и обрабатывать обратную связь по ним.

Сопровождение  

После поставки приложения работа над ним не заканчивается. Важно сопровождать выпущенное приложение в течение всего жизненного цикла.

Рекомендации по сопровождению приложений:

  • Не ограничивайтесь описанием изменений в каждой поставке, планируйте обучение по ним.
  • Регулярно собирайте и обрабатывайте обратную связь не только для исправления ошибок, но и для улучшения приложения и планирования дальнейших изменений.
  • Передавайте комментарии по пожеланиям и замечаниям, переданным в обратной связи, уточняя ориентировочные сроки исправления ошибок.
  • При работе над обнаруженными ошибками приоритезируйте их, исходя из критичности и важности.
  • Вносите доработки и исправления по найденным ошибкам как можно быстрее.