Лучшие практики построения бизнес-процессов
Для совершенствования навыков работы с бизнес-процессами ознакомьтесь со статьями “Начало работы с дизайнером процессов”, “Элементы и потоки” и “Выполнение бизнес-процессов”. Как просмотреть историю выполнения процессов или узнать статистику, читайте в блоке статей “Мониторинг процессов”. Пошаговые инструкции по построению пользовательских процессов вы можете найти в статье “Примеры настройки бизнес-процессов”.
Построение бизнес-процессов осуществляется по нотации BPMN 2.0, разрабатываемой консорциумом Object Management Group. Подробнее с нотацией BPMN вы можете ознакомиться на сайте консорциума.
Общие характеристики процесса
Создавайте бизнес-процессы, делая их понятными и простыми настолько, насколько это возможно. Задавайте такое название процесса, его заголовок и описание, которые кратко и содержательно характеризуют процесс. Описание может содержать как цель процесса, так и особенности его использования. Лаконичность названий и описания упростит навигацию по процессам в случае создания большого их количества.
Создавайте сложные процессы поэтапно, сначала выстраивая общую структуру бизнес-процесса, а затем добавляя составляющие блоки, усложняя бизнес-процесс.
Для непосредственно связанных событий процессы стоит объединять в один бизнес-процесс. Например, в случае настройки отдельных процессов на чтение данных пользователя и отправку уведомления пользователю первый процесс может отработать уже после второго и отправка уведомления будет выполнена некорректно. Этого можно избежать, настроив один с последовательным выполнением чтения данных и отправки уведомления.
Общий подход при работе над процессом
Структура бизнес-процесса влияет на удобство работы с ним и скорость его выполнения. Оптимизировать структуру помогут следующие рекомендации:
-
Создавайте небольшие процессы, разбивая их на логически самостоятельные блоки. Не рекомендуется помещать более 10-15 элементов на одну диаграмму. Если процесс сложный, отдельные группы элементов можно реализовать с помощью подпроцессов, и затем в родительском процессе только настраивать связи между подпроцессами.
-
Предполагаемый основной поток в процессе рекомендуется выстраивать на одном уровне, тогда как специфические альтернативные пути или ветки с нейтральными или отрицательными событиями стоит выстраивать в ответвлениях (Рис. 67). Например, в бизнес-процессе закрытия продажи элементы, прямо ведущие к успешному выполнению процесса, построены на одном уровне, дополнительные условные пути построены в ответвлениях.
-
Выстраивайте процесс таким образом, чтобы максимальное количество потоков размещалось в одном направлении. Существует два популярных подхода: построение процесса сверху вниз и построение процесса слева направо. Минимизируйте количество пересекающихся потоков для лучшего понимания процесса.
-
Называйте параметры процесса так, чтобы было понятно, для чего они используются. Удаляйте параметры процесса, которые нигде не используются.
Работа с элементами процесса
Понятные названия, связи и настройки элементов упростят понимание работы процесса. Выполняйте работу с элементами, придерживаясь следующих рекомендаций:
-
Подписывайте все элементы на диаграмме процесса, в том числе и связи. При этом не давайте одинаковых названий, поскольку это усложнит работу по настройке процесса. Потоки также желательно подписывать, если это улучшит понимание того, как устроен процесс.
-
В название элементов-действий включите действие, выполняемое элементом и объект, над которым производится действие, например, “Разместить заказ”, “Отправить сообщение”, “Зарегистрировать проблему”.
-
Применяя элемент [Чтение данных], настраивайте чтение только необходимых колонок, если нет потребности читать все колонки объекта. Элемент [Чтение данных] используется для подготовки данных, которые будут использоваться другими элементами далее по процессу. Чтение всех колонок может привести к значительному замедлению работы бизнес-процесса.
-
При формировании разветвлений один из потоков устанавливайте “по умолчанию” — это предотвратит зависание процесса в случае, если не предусмотрены все альтернативные результаты шага. Не следует создавать элементы, из которых выходит только один условный поток или один поток по умолчанию.
-
Избегайте наложения элементов и связей друг на друга, сокрытия названий из-за близкого расположения элементов.
-
Настраивая новый процесс или проверяя уже настроенный, убедитесь, что диаграмма не содержит лишних элементов и дает понимание, какую задачу выполняет каждый элемент.
Например, при чтении процесса на (Рис. 68) элементы имеют плохо читаемые названия, что затруднит работу с ними, а связи, которые накладываются друг на друга, затрудняют понимание направления потока.
Задания-сценарии
Используйте элемент [Задание-сценарий] для выполнения нестандартных задач, например:
-
выполнения сложных математических расчетов, например, расчета даты и времени с учетом календаря;
-
выполнения массовой обработки записей;
-
выполнения циклов;
-
выполнения задач, которые затруднительно реализовать с помощью других элементов системы;
-
для замены нескольких последовательных элементов [Формула].
Работая с элементом [Задание-сценарий], придерживайтесь следующих рекомендаций.
-
Соблюдайте структуру кода. После сохранения протестируйте работу элемента, выполнив процесс. Корректность и скорость отработки элемента зависит от качества кода и квалификации разработчика.
-
Выделяйте комментариями основные блоки и задачи, выполняемые в задании-сценарии, для пояснения функций и предназначения той или иной части кода, ее влияния в процессе. Это позволит пользователю лучше понимать, что происходит в процессе, а разработчику комментарии позволят быстрее разобраться в ранее созданном процессе.
-
При использовании сторонних схем указывайте точные названия таких схем. Руководствуйтесь данными рекомендациями при написании сторонних схем.
-
Избегайте временных решений, поскольку нестандартный код ухудшает возможности поддержки кода. При выявлении ошибок в процессах контролируйте корректное исправление ошибок.
Изменение существующих процессов
Если процесс, который используется, требуется существенно переработать, например, изменить логику в целом, удалить элементы, создайте копию процесса, и далее вносите изменения в копию. Это необходимо для того, чтобы не нарушить работу уже запущенных экземпляров процесса.
Смотрите также
•Справка по элементам дизайнера процессов
•Руководство по использованию дизайнера кейсов
Обучающее видео