Бизнес-процессы в Creatio взаимодействуют с записями системы, которые называют данными. При выполнении бизнес-процесса с данными могут работать пользователи, а также данные могут обрабатываться в фоновом режиме без участия пользователя.
В этой статье описаны принципы работы бизнес-процессов с данными — записями раздела, детали или справочника Creatio.
Любая практическая задача в Creatio предусматривает работу с записями разделов, деталей или справочников. Чтобы автоматизировать задачи, все бизнес-процессы в Creatio так или иначе должны взаимодействовать с данными.
Ниже описаны наиболее типичные случаи, когда бизнес-процесс работает с данными:
Бизнес-задача |
Задача в Creatio |
Задача процесса |
---|---|---|
Запланировать встречу с клиентом. |
Создать новую запись в разделе Активности. |
Добавить данные |
Установить сумму продажи в соответствии с бюджетом продажи. |
Получить значение поля Бюджет на странице определенной записи раздела Продажи. |
Читать данные |
Изменить значение поля Сумма продажи этой же записи. |
Изменить данные |
|
Очистить расписание сотрудника на следующую неделю |
В разделе Активности удалить записи с определенными значениями в полях Ответственный и Начало. |
Удалить данные
|
В Creatio Marketplace доступны бесплатные темплейты бизнес-процессов, иллюстрирующие работу с данными в Creatio в ходе процесса. Для загрузки темплейта перейдите по ссылке.
После установки темплейта в разделе Библиотека процессов появится новая папка ”Academy examples”. В ней содержатся 4 процесса: “Read data process element”, “Modify data process element”, “Delete data process element” и “Add data process element”. В каждом из этих процессов приведено несколько примеров использования параметров.
Во всех перечисленных случаях бизнес-процесс должен получить определенные данные и затем выполнить изменения в базе данных Creatio.
Работая с данными, бизнес-процесс может получать их напрямую из базы данных или использовать данные, сгенерированные на предыдущих шагах процесса. Полученные таким образом данные могут быть указаны в процессе как значения параметров, которые процесс может использовать в любое время.
Операции с данными
На уровне базы данных управление данными сводится к четырем базовым операциям: создание, чтение, изменение и удаление записей. Большинство элементов бизнес-процессов выполняют эти операции автоматически:
-
Элементы Выполнить задачу и Отправить email создают новые записи.
-
При выполнении элементов Открыть страницу редактирования, Преднастроенная страница и Визирование могут быть созданы новые записи или изменены существующие.
-
Начальное событие Сигнал и промежуточное Ожидание сигнала выполняют чтение записей.
Кроме того, в Creatio есть четыре элемента бизнес-процесса, которые специально предназначены для выполнения операций с данными. Обычно специальные элементы по работе с данными используются в таких случаях:
-
Элемент Читать данные используется, когда для выполнения шагов процесса нужны данные, недоступные в процессе. Этот элемент получает информацию напрямую из базы данных.
-
Элементы Добавить данные, Изменить данные и Удалить данные используются, если вам необходимо создать, изменить или удалить из Creatio записи в фоновом режиме, без открытия каких-либо страниц или создания задач для пользователя.
Независимо от варианта использования, настройка специальных элементов по работе с данными включает несколько типичных шагов. Использование базовых операций при выполнении процессов Creatio сводится к следующим шагам: определение объекта и колонки, с которыми будет работать процесс, а также определение записи и новых данных.
Читать данные
-
Определите объект, с которым будет работать процесс. Затем узнайте, в каких колонках содержатся значения, которые надо вычитать.
-
Определите запись, из которой нужно вычитать данные.
Добавить данные
-
Определите объект для добавления в него записей, а также поля новой записи, которые будут заполнены данными.
-
Определите данные, которыми будут заполнены поля новой записи. Это могут быть статические значения или значения, полученные из других параметров процесса.
Изменить данные
-
Определите объект, в котором содержится требующая изменений запись. Затем узнайте, в каких полях содержатся значения, которые надо изменить.
-
Определите запись, которую необходимо изменить.
-
Определите данные, которыми будут заполнены поля записи. Это могут быть статические значения или значения, полученные из других параметров процесса.
Удалить данные
-
Определите объект, из которого необходимо удалить записи.
-
Определите запись, которую необходимо удалить.
Определить объекты и поля
Для каждой связанной с данными операции требуется идентифицировать объект Creatio, в котором содержатся необходимые данные. Для выполнения всех операций (кроме операции “Удаление данных”) необходимо указать поля, значения которых необходимо вычитать, добавить или изменить. Например:
- При планировании встречи с клиентом в Creatio необходимо добавить новую запись в объект “Активность” и заполнить поля Заголовок, Начало, Завершение, а также Контакт и/или Контрагент.
- Чтобы в продаже указать такую же сумму, как и ее бюджет, необходимо:
-
Вычитать значение поля Бюджет клиента определенной записи раздела Продажи (объект “Продажа”).
-
Изменить значение поля Сумма продажи той же записи в том же объекте, заменив его значением, полученным из поля Бюджет.
-
- Чтобы очистить расписание сотрудника на следующую неделю, необходимо удалить определенные записи объекта “Активность”.
Все данные Creatio хранятся в виде значений полей записей из разных объектов (Рис. 1):
Для использования данных Creatio в вашем бизнес-процессе необходимо определить объект, запись и поля:
-
Объект (раздел, деталь или справочник). Объекты в Creatio примерно соответствуют таблицам базы данных. Например, объект “Контрагент” содержит все контрагенты, а объект “Активность” содержит все активности.
-
Объект колонки (или “поля”). Колонки объекта в Creatio соответствуют колонкам таблицы базы данных. Например, колонка “Название” содержит названия контрагентов, а колонка “Дата создания” — даты, когда эти контрагенты были созданы.
-
Запись (элемент объекта). Записи в Creatio соответствуют строкам в таблице базы данных. Например, записью — это определенный контрагент, контакт или активность.
Определить необходимые записи
При поиске конкретных данных необходимые объект и колонки обычно известны, поскольку пользователь понимает, какая информация ему необходима. Например, “Мне нужно найти имя определенного контакта”. Главная задача — определить необходимую запись (в данном примере — конкретный контакт).
Существует два способа выбора записей:
-
Использовать логическое условие — фильтр. Например, вы можете отфильтровать все записи объекта “Активность”, у которых в поле Состояние установлено “Отменена”.
-
Использовать идентификатор записи, который может быть получен из параметра процесса или элемента.
Определить конкретную запись
Идентификатор записи — это уникальное значение, которое однозначно определяет запись в базе данных Creatio. Идентификатор записи хранится в колонке Id, которая доступна во всех объектах Creatio (Рис. 2). Работая с бизнес-процессом, получить идентификатор записи можно из параметров процесса или элемента.
Параметры процесса — это особые свойства процесса, в которых хранятся данные, используемые для выполнения процесса и его элементов, а также данные, которые являются результатом выполнения процесса. Подробнее: Параметры процесса.
Идентификатор записи можно получить такими способами:
-
Из параметра процесса. Как правило, такие параметры доступны в процессах, которые используются в качестве подпроцессов, а также в процессах, которые запускаются вручную по выбранной записи.
-
Из сигнального элемента объекта — начального события Сигнал или промежуточного Обработка сигнала, которые активируются изменениями в записях Creatio.
-
Из исходящего параметра элемента процесса, который работал с необходимой записью.
Перечисленные ниже элементы процесса работают с данными автоматически. В их исходящих параметрах хранятся значения полей записей Creatio.
-
Выполнить задачу — значения полей активности, включая идентификатор записи.
-
Открыть страницу редактирования — значения полей соответствующей записи (записи, страница которой открывается при выполнении этого элемента).
-
Преднастроенная страница — если указан объект, который является источником данных, то элемент содержит параметры для всех колонок объекта.
-
Отправить email — значения полей email (“От кого”, “Кому”, идентификаторы связанных записей и т. д.).
-
Сигнал — для сигналов объекта — идентификатор записи, которая послужила триггером сигнала.
-
Обработка сигнала — для сигналов записи — идентификатор записи, которая послужила триггером сигнала.
-
Подпроцесс — любые исходящие параметры бизнес-процесса, указанные в подпроцессе.
Необходимую запись можно определить по Id, полученному из параметров процесса и элементов, если соблюдено любое из следующих условий:
-
Начальным элементом процесса является Сигнал в режиме “Получен сигнал от объекта” (процесс стартует автоматически, по факту изменения данных в определенном объекте Creatio).
-
Процесс запускается по необходимой записи: вручную, со страницы записи, или как часть динамического кейса.
-
Предыдущие элементы процесса уже работали с этой записью, а в ходе процесса вам необходимо работать с той же записью многократно.
Выполнить маппинг параметра
Если Id необходимой записи есть в параметре процесса или элемента, то можно выполнить маппинг параметра (сопоставление параметра процесса или элемента с нужным полем в Creatio). Маппинг выполняется в области фильтрации на панели настройки свойств элементов Читать данные, Изменить данные или Удалить данные (Рис. 3). Вам необходимо настроить фильтр по колонке Id и выбрать команду “Сравнить с параметром” в меню при указании значения колонки.
В открывшемся окне (Рис. 4) выберите процесс или элемент, который содержит параметр с необходимым значением Id.
В результате фильтр всегда будет отбирать одну запись, поскольку две записи не могут иметь одинаковые идентификаторы в базе данных Creatio.
Подробнее: Использовать параметры.
Определить набор записей по условиям
Чтобы указать, с какими записями должен работать процесс, в следующих случаях используются обычные условия фильтрации:
-
Элемент должен работать с выборкой записей: вычитать коллекцию записей, изменить или удалить все записи, которые соответствуют условию.
-
Элемент должен работать с единственной записью, которая соответствует условию выбора (“первая запись в выборке”).
Для выбора записей по условию нужно выполнить фильтрацию по необходимым колонкам, используя стандартный модуль фильтрации Creatio и учитывая правила сортировки записей (Рис. 5).
Например, вы можете выбрать последний завершенный звонок, отфильтровав активности по значениям полей Тип и Состояние, а затем отсортировав результирующую выборку записей по убыванию.
При настройке фильтрации по дате вы можете также учитывать время. Для этого необходимо в расширенном режиме панели настройки элемента установить признак в поле Учитывать время в фильтре (Рис. 6).
Подробнее: Фильтры.
Определить данные для заполнения полей
После выполнения необходимых операций с данными элементы процесса передают эти данные в свои исходящие параметры. Так данные можно будет использовать на следующих шагах процесса. Например, после создания активности с помощью элемента Выполнить задачу. Id такой активности наряду с другими данными передается в исходящие параметры (Рис. 7). Используя эти параметры, вы можете обращаться к этой же активности позже в ходе процесса.
Параметры совпадают с названиями и типом соответствующих полей в Creatio. Например, название должности контакта содержится в текстовом поле типа “Cтрока” и передается в параметр типа “Текст”. В то же время дата завершения активности содержится в поле типа “Дата/Время” и передается в параметр такого же типа.
Примеры использования
Ниже приведены четыре элемента процесса, специально предназначенные для работы с данными. Каждый элемент используется для выполнения определенной операции.
|
Вычитывает данные из базы данных для дальнейшего использования в бизнес-процессе. Полученные данные хранятся в исходящих параметрах элемента Читать данные. Примеры использования: |
|
Создает в определенном разделе или справочнике Creatio новые записи c определенными значениями в указанных полях. Примеры использования: |
|
Изменяет значения указанных полей в записи определенного раздела или справочника. Примеры использования: |
|
Автоматически удаляет записи из определенного объекта. Примеры использования: |